Развитие необходимой структуры самоорганизации деятельности аспиранта связано с формированием его прогрессивного самосознания, что адекватно отражает психологическую структуру деятельности. Продуктивный стиль самоорганизации предполагает развитие у аспирантов следующих профессиональных умений:
- ставить вопросы, новые задачи исследования;
- раскрывать связи между явлениями;
- формировать позитивную задачу;
- провести наблюдение;
- провести эксперимент;
- распределить роли и указать степень участия в исследовании с учетом целей исследования и индивидуальных особенностей каждого участника;
- предвидеть возможности и пути преодоления конфликта при осуществлении научной работы;
- отдыхать.
Факторный анализ психологической структуры научно-педагогической деятельности аспирантов позволил выделить 2 оптимальные стратегии в их деятельности.
Первую выбирают аспиранты, обладающие теоретической способностью к научной деятельности и работающие в основном самостоятельно, что не мешает им вступать в научные контакты. Они обладают коммуникабельностью, а из всех форм педагогической практики предпочитают вести курс лекций и руководить выпускными квалификационными работами.
Вторая стратегия характерна для аспирантов, продуктивно работающих в области экспериментальной науки. Она связана с коллективными формами деятельности. Их характеризуют умения находить способ проверки гипотез, разделив целое на части структурные единицы, вести наблюдение, определять роли распределения преподавателей кафедр, а также иметь навыки самооценки. Благоприятным фактором продуктивного обучения является практическое руководство выпускными квалификационными работами.
В исследовании В.Н. Раскина предметом исследования явились этапы адаптации аспирантов и психологические факторы успешной деятельности на этапе самоорганизации. Под. самоорганизацией исследователь понимал «процесс, в ходе которого улучшается организация сложной системы за счет изменения существующих и создания новых связей между элементами системы при отношении с окружающей средой».