Статья

Научные кадры высшей школы.

Сложившиеся и складывающиеся в настоящее время в вузах формы организации научной деятельности по-разному влияют на улучшение качества учебного процесса, в первую очередь исследователей, и на включение результатов научных исследований в данный процесс. Вынужденное отделение преподавательских и научных функций обедняет учебный процесс подготовки научных кадров. Это связано со сложившейся практикой второстепенности вузовской науки по сравнению с другими. Но вузовская наука, составляющая из частей всей деятельности высшей школы по созданию, передаче, распространению знаний, самым непосредственным образом включена в реализацию функции по подготовке научных кадров и в научную деятельность в целом.
Большое значение имеет и проблема оценки качества подготовки научных кадров в вузах. Речь идет об определении не только экономических оценок, но и всего спектра влияния на развитие научного и инновационного потенциала государства, на динамику экономических отношений. Интеграция России в мировое образовательное пространство требует правильного и современного понимания как места национальных вузов и науки в мировой экономике и культуре, так и важности и необходимости формирования высококвалифицированного научно-кадрового потенциала.
Поэтому очень важна задача выявления рейтинга вузов по уровню их научной деятельности, с которой непосредственно связаны объем и качество подготовки научных кадров. В условиях формирования инновационной экономики при сохранении бюджетного финансирования высшей школы важно обосновать усилия вузовских научных кадров, их способность к выполнению возложенных задач и ту оценку, которую они заслуживают. Особенная черта вузовской науки определяется именно тем, что она в большей степени, чем академическая и отраслевая, имеет педагогическую нагрузку по подготовке научных кадров: большинство исследований и разработок должно прежде всего служить выявлению и развитию творческих способностей будущих специалистов, в первую очередь научных специалистов, использовать их инициативу, развивать профессиональное мышления. В данном случае возможность реализации научных способностей закрепляется в таких функциональных формах вузов, как аспирантура и докторантур.