Статья

Направления развития аспирантуры и докторантуры высшей школы.

При рассмотрении системы управления, ее влияния на процесс подготовки кадров было отмечено, что образовательные системы экономически развитых стран характеризуются сегодня большим многообразием форм управления, что до некоторой степени объясняется различием их организационного государственного устройства, традициями культуры. При этом об¬щей для образовательных систем становится высокая степень академической свободы и университетской (вузовской) автономии. При решении актуальных проблем подготовки специалистов высшего качества в нашей стране следует учитывать отечественный опыт, национальные и культурные особенности, специфику переходного периода к рыночной экономике, а также творчески переработать зарубежный опыт и суметь переложить его на нашу почву. И только в этом случае можно найти единственно верные решения, наметить направления развития аспирантуры и докторантуры высшей школы в современных социально-экономических условиях. Среди рекомендаций по совершенствованию деятельности можно отметить следующие:
1. Определение оптимальных объемов подготовки аспирантов по очной и заочной формам обучения, исходя из текущей и перспективной потребности как вуза, ведущего подготовку, так и других вузов, научных учреждений и организаций, а также социально-экономического развития регионов и крупных городов России. Преимущество в развитии остается за аспирантурой с отрывом от производства, которая более эффективна, что показа¬ли социологические исследования. Такое преимущественное развитие очной аспирантуры соответствует ее роли как основной формы подготовки к самостоятельной научной и педагогической работе.
2. Улучшение инфраструктуры подготовки кадров высшей квалификации за счет более тесной корреляции размещения аспирантов по экономическим районам с численностью научно-педагогических кадров (точнее, с их неостепененной частью) в этих районах, тем более что миграции докторов и кандидатов наук из регионов их реального избытка (в связи с закрытием или переводом на неполную занятость многих отраслевых или академических НИИ) в регионы их недостатка практически не происходит. В связи с этим должны быть приняты меры по ускорению темпов воспроизводства научно-педагогических кадров для вузов и научных учреждений отдаленных регионов России, и в первую очередь нуждающихся в оказании практической по¬мощи в комплектовании их научно-педагогических коллективов.
Помощь могут и должны оказывать ведущие вузы, располагающие современной научно-исследовательской и экспериментальной базой, высоко-квалифицированными научными и научно-педагогическими кадрами, возглавляющими авторитетные научные школы. Такие вузы должны стать центром образования, науки и культуры в регионах. При этом необходимо установить интересы и потребности регионов и разработать механизм их увязывания с интересами и потребностями высшей школы. Это позволит решить многие организационные проблемы на местах, отыскать источники внебюджетного финансирования, а также будет способствовать наиболее гармоничному общественному развитию.

Трудоустройство научных работников пожалуй является одной из острых вопросов после защиты диссертации. Если Ваш научный руководитель имеет хорощие связи, то успех за вами, если нет то следуйте  вероятность нахождения успешной работы очень велика.