Статья

Особенности и понятие социального познания.

 

Начиная со школьной скамьи человек, начинает изучать множество предметов: математику, биологию, химию, физику, русский язык. Оказывается, что все это не что иное, как обычное изучение объективной реальности. Но, как известно, сразу изучить полностью какой-то язык невозможно. Даже в том случае, если он будет казаться вам знакомым с детства и легким. Также невозможно сразу изучить и понять все правила в математике. Однако биология, литература и все остальное, гораздо более легкие и понятные миры, чем огромный и загадочный мир души и сознания людей, животных и растений. Совершенно очевидным является тот факт, что для своего познания человек избирает определенный, конкретный предмет, знания о котором он хочет получить в первую очередь и которые будут ему наиболее необходимы. Но, вместе с тем, что нужно, человек просто вынужден изучать еще и те предметы и явления, которые непосредственно находятся в прямом взаимодействии с изучаемым предметом. Все понятно, что выучив, например, что такое деепричастный оборот мы никак не сможем овладеть всем великим и могучим, правильным русским языком. Таким образом, можно сделать вывод, что объект исследования это и есть сама объективная реальность или, например, один из ее фрагментов. Что касается предмета исследования – это не что иное, как какое-то конкретное проявление этих самых объектов.

Интересен тот факт, что один объект исследования может выступать в роли предмета нескольких исследований. Объект познания философии социального характера- это, несомненно, общество. Другими словами- социальная философия исследует познание действительности социального характера.

Можно также сказать, что абсолютно любое познание является социальным потому, что оно всегда  протекает в окружающем его обществе. Более того, сам человек, который является субъектом познания- существо социального характера. На его познавательную деятельность оказывают огромное влияние, как социальные качества, так и духовное и психологическое состояние. Однако в литературе философской тематики термин социального познания обычно употребляют для того, чтобы каким-то образом разграничить все известные знания об окружающем обществе и живой природе. Это делают потому, что само социальное познание имеет очень много своих отличительных особенностей, которые очень отделяют его от познания обыденных процессов и явлений природного характера.

Самой важной задачей социального познания является непосредственно анализ процессов общественного характера и выявление в них каких-либо закономерных, при особой необходимости повторяющихся процессов и явлений. Именно поэтому социологический тип знания как-то обобщает и пытается стремиться к тому, чтобы суметь объяснить все многообразие бытия общественного характера. При этом опирается на общеизвестные законы развития и функционирования для того, чтобы основываясь на пределах данной системы теоретического характера можно было бы, хотя бы немного, предвидеть настигающее нас будущее.

Попытаемся разобраться, в чем все-таки заключаются самые важные различия естественнонаучного и социального познания.

1.      В науках с естественным характером первоначальным образом, какой-нибудь предмет можно рассматривать и изучать исключительно изолированно от всех других, абстрагируясь от абсолютно всех его связей и взаимодействий с реальным миром. Что же касается социального типа знания, оно на первом плане имеет дело с некой системой человеческих отношений и их взаимосвязей. Совершенно невозможно даже представить себе любой предмет, будь то власть, культура или собственность, без определенной системы отношений и их взаимосвязей.

2.      Во всех науках естественного характера всегда открыты и доступны законы, которые действуют в достаточно неизменном порядке. Что касается социальной жизни – она немного другая. Она очень часто изменяется  и очень даже подвижна. Именно по этой причине все законы, которые действую внутри общества имеют больше характер тенденций, но не в коем случае не зависимостей, которые были детерминированы жестким образом.

3.      Самая главная особенность объектов знаний социального типа это, несомненно, их историчность потому, что любая отдельная личность или общество, а так же все формы их взаимодействий не статичны, а наоборот - динамичны.

4.      В повседневной жизни общества происходящие явления совсем не совпадают со всей сущностью в очень большой мере, чем мы можем каждый день наблюдать в окружающей нас природе. Именно отсюда появляются и рождаются дополнительные проблемы и трудности познания социального характера.

5.      Как всем известно, в науках с естественным характером, очень часто используются процедуры познавательные, но немного жесткие. А вот что касается жизни социальной и ее познания – там возможно использовать математические и близкие к ним процедуры только в строгих и ограниченных пределах, а иногда и вовсе этого сделать невозможно

6.      Общество – очень удивительное явление. Оно может одновременно быть и объектом  и субьектом познания человека. Таким образом получается, что познание социального характера в основном выступает в роли самопознания. Однако это совсем ни капельки не делает еще хоть немного проще.

 

Есть несколько традиционных и основных типов познания социального типа.

1. знание гуманитарного характера. Предметом выступает весь субъективный   мир, который окружает человека.

2. знания социального и экономического плана. Они описывают те процессы, что оказывают большое влияние на обычное развитие современного общества и в особенности – как соотносятся обмен, потребление, собственность и материальные предметы. Другими словами – экономическая сторона развития и жизни общества.

3. знания социально и философского типа. Эти знания в основном выделяют несколько самых важных форм деятельности человека, основные виды законов, которые помогают им развиваться и функционировать. Анализ взаимовлияний и взаимосвязей самых основных сфер общества и его жизнедеятельности и определение того, какое в этих всех системах занимает место человек – тоже относится к знаниям этого типа.