Статья

Познание. Его теория. Объекты и субъекты познания.

Теория познания- это один из разделов философии, в котором основной упор делается на изучение определенных проблем. Среди них такие, как: природа самого познания, его границы и непосредственно возможности, взаимоотношения объектов и субъектов. Также тщательно исследуются условия, насколько достоверны знания, критерии, по которым определяется их истинность, уровни и формы.

Сам термин теории познания в нашей современной литературе в основном употребляется в двух самых главных значениях.

  1. Как учение о механизмах всеобщего характера и закономерностях о том, насколько познавательной является деятельность человека. Также это учение о общем понятии знаний, независимо о того, какой он формы или вида.
  2. Концепция философии. Ее предмет исследования- это научное познание и также его некоторые характеристики специфического характера.

Теория познания очень тесно связана с такими  важными фундаментальными науками, как: диалектика- изучение всеобщих законов о развитии бытия и самого познания, онтология- непосредственно учение о самом бытие, логика. Кто же является субьектом познания? Это, несомненно, человек. Это именно такой объект, который наилучним образом подходит для исследований.  При изучении его личности теория познания всегда опирается на определенные данные из психологии, медицины, а также из физиологии.

Теперь поговорим немного о методах, при помощи которых исследует свой предмет гносеология. Определенно точно ясно то, что эта теория может несомненно использовать абсолютно любые приемы и методы, которые будут самыми эффективными в появившейся ситуации. Прежде всего это, конечно же, методы философского характера: изучение диалектики, феноменов, герменевтические методы. Общенаучная методология- методы системного и структурного характера, функциональные и вероятностные подходы. Также немаловажными являются методы общелогического характера. К таким методам относятся синтез, анализ, аналогия, дедукция.

Еще есть эмпирические методы и средства и приемы теоретического характера. Они больше используются в частных науках.  Также они могут с легкостью использоваться в  изучении теории познания, учитывая ее специфику.

У теории познания есть своя основная цель- это практика.

Самые важные формы, которые есть у практики:

  1. Первое- это труд. Преобразования, которые происходят в природе и абсолютно естественно бытие окружающих людей.
  2. Действия социального характера. Общественное бытие и его преобразование, изменение всех существующих отношений социального характера, которые определяются массовыми силами. Это могут быть реформы, революции, а так же войны.
  3. Эксперименты научного характера. Это активная деятельность, в ходе процесса которой человек создает условия искусственным путем, которые позволяют ему тщательно исследовать все интересующие свойства всего объективного мира.

Что такое объект деятельности познавательного характера? Это, несомненно, все то, на что в основном всегда направлены мысли познающего субъекта. Опираясь на эти знания можно понять, что не все объективно существующее в мире может в полной степени быть объектом деятельности познавательного характера. Объективная реальность и объекты - это совершенно разные понятия. К примеру, не все человек может сделать объектом самого познания из-за, например, исторических причин: неразвитых средств технического наблюдения, несформированный методологический аппарат самого анализа и многое другое. Одновременно абсолютно полноправными объектами самого познания являют эмоции и восприятие. Также различные их порождения, даже те, которые не могут существовать в реальной действительности: черти, кентавры, роботы из фильмов жанра фантастики и даже невозможные образования логического типа. Например, круглый квадрат. В принципе можно сказать, что все, что может представить себе абсолютно любой человек, вполне способно в полной степени стать полноправным предметом деятельности познавательного характера. Даже абсолютно любые фантазии и ситуации гипотетического характера. Более того, даже человеческая способность конструировать творческим образом какие-либо объекты самого познания, даже те, которые совершенно никогда не смогут встретиться ни в единой действительности объективного характера, именно это является самой главной характеристикой познания человека, способность тщательно спланировать все возможные сценарии своего будущего.

Сперва некоторым может показаться, что понять познание субьекта очень просто и его можно с легкостью сравнить с индивидом человека, который осуществляет акт познавательного характера.

Эта позиция очень близка нашему опыту, который вы набираем каждый день и очень распространена.  Она обычно трактует любой субъект, как психологический субьект человеческого познания. Здесь чаще всего познающий рассматривается как абсолютно пассивный регистратор всем воздействий внешнего характера, с любой  степенью адекватности, которые отражают определенный объект.

Если подвести итог различных трактовок субъектов познания, то вполне можно попытаться дать ему одно общее определение, которое учитывает все аспекты, которые были отмечены выше. То есть можно сказать, что субъект познания это человек, который наделен сознанием и включен в систему связей социального и культурного характера. Этот человек должен быть укоренен в непосредственных рамках космического целого, его активность обязательно должна быть направлена на познание неизведанных тайн субьекта, который ему противостоит.