Статья

Эмпиризм и рационализм и их влияние на развитие философии XVII-XVIII веков.

 

В XVII-XVIII столетиях человечество совершило один из самых больших скачков в своем развитии за все время своего существования. Значение всей философии того времени в развитии всех наук и особенно культуры и истории общества пероценить невозможно. За эти два столетия полностью изменились общекультурные, экономические, политические аспекты человеческого бытия. Мануфактурное производство и вообще применение  машин привело к новому разделению труда. Это способствовало развитию нового осмысления понятия правого государства, свобод самого человека, сделало новый шаг в начале борьбы за воплощение в жизнь этих идей свободы. Научное знание становится определяющим во всем. Сами открытия того времени в области естественных наук и математике привело к этомк. Философия становится краеугольным камнем всех наук, объединяя и развивая каждую из них.

Часто именно XVII век называют «веком науки».

 

Присущий тому времени рационализм старался найти свое применение в философии, таким образом пытались объяснять многие философские истины и понятия. Но в то время еще не было четкого представления о том, что многие философские определения объяснить языком математики невозможно. Хотя и Декарт, и Спиноза пытались сделать определенный синтез из геометрического аксиоматически-дедуктивного метода и художественно-диалогической формой философии. Позже такие попытки стали более редкими, но иногда до сих пор философию стараются объяснять с помощью точных наук.

 

В XX веке появилось и распространилось мнение о том, что в XVII—XVIII веках сама философия сильно преувеличивала влияние естественного, рационального на построение всей человеческой жизни. Это мнение во многом верное не зря философия  того времени на западе называется "философией модерна" или рационалистической философией. Такой подход был во всем и в понятиях «эмпиризм», который описывал все познание и весь опыт, в более узком смысле при решении обычных задач. Само понятии рационализма определяет разум главным при принятии решения. Рассматривает разум просвещенного, который может разгадать загадки всего окружающего мира и самого человека, тем самым построить общество разумными методами в необходимых разумных началах. И только разум даст возможность постичь Бога.

 

В тоже время шло развитие другого эмпирического учения, то есть познания с помощью чувств. Его представителями были Локк, Гассенди, многие французские просветители. Хотя сами Спиноза, Декарт Лейбниц, при всей своей приверженности к рационализму, не отбрасывают возможности эмпирического учения.  Не очень верно приписывать каждому из философов того времени воинствующий рационализм или только чувственный эмпиризм. В своих трудах сторонники каждого из этих направлений подробно описывали как достоинства, так и недостатки данного учения, а также рассматривали человеческий разум, реально представляя его  возможности и недостатки. XVIII век недаром называют многие «веком Просвещения».

 

Подробную информацию  содержат blu-ray диски. Есть возможность заказать онлайн.

К СОДЕРЖАНИЮ