Статья

Философия Аристотеля.

 

Древнегреческий философ Аристотель родился приблизительно в 384 году до нашей эры. Он был одним из самых известных учеников Платона, занимался воспитанием Александра Македонского и основал перипатетическую школу – Лицей. При этом именно Аристотель является основателем одного из главных разделов философии логики. Он дал определение многим понятиям, составляющим базу этой науки, причем многие из этих определений используются до сих пор.

 

До Аристотеля определенной концепции в философии не существовало. Социология, политика, логика философия, физика  - все эти науки объединил в одну стройную систему Аристотель. Именно его объяснение онтологии оказало решающее воздействие на развитие этого учения в дальнейшем. Одним из известных последователей Аристотеля был Фомой Аквинским, который с помощью схоластического метода продолжил развитие метафизического учения Аристотеля.  Согласно этому учению физикой называется наука о движении, причем само движение происходит, благодаря онтологической разницы между энергией и силой.

 

«Первая философия» представляет собой учение об основных принципах бытия. Этих принципов 4, причем надо отметить, что позднее понятие «первой философии» было преобразовано и названо метафизикой.

 

Итак, бытие представляет собой живое вещество, которое определяется четырьмя началами.

 

Первая это материя или «то, из чего». Она вечна и постоянна, не возникает из неоткуда, она не уменьшается и не увеличивается. Материя не имеющая форму представляет собой небытие. Сама по себя она пассиная и инертная.

 

Второе начало это форма или «то, что». С помощью формы материя приобретает очертания разных вещей. Форма  - это сущность всех вещей, которые создает ум – перводвигатель, то есть Бог, из материи. Объединение материи и формы создает единичное бытие вещи.

 

Затем следует третье начало- «то, откуда» или же начало. Она является характеристикой времени, когда вещь начала свое существование. По другому ее еще называют действующей причиной, при этом началом всего есть Бог.

И последнее четвертое начало «то, ради чего» или цель. Высшей целью при этом является Благо.

 

Аристотелем философия представляется, как целая система научных знаний. Эта наука выходит из области знаний, которые получены при помощи опыта, навыков чувств. Знание в философии – это «эпистемы». Таким образом Аристотель делает философию главной из наук. Согласно его учению знания в области любых других наук, дают основу философии. Образно говоря философия рассматривается, как «мать других наук».

 

Физика, метафизика, этика, эстетика, логика, история – являются разделами философских знаний.

 

Мужество, щедрость, умеренность, великодушие, великолепие, ровность, честолюбие, правдивость, дружелюбие, любезность, справедливость- 11 добродетелей, необходимых каждому человеку. Самого человека Аристотель представляет, как «политическое животное». Это политическое и общественное существо, которое имеет речь. К тому человек способен оценить добро и зло, отличить справедливость от несправедливости, то есть понять нравственность поступков и действий.

 

Учение о совершенном государстве, которое выдвигалось Платоном, было подвергнуто критике Аристотелем. Он считал каждого человека индивидуумом. Общность детей, жен и собственности должна привести не к процветанию, а к гибели государства считал Аристотель. Его принципами была моногамность семьи. К тому же философ считал необходимым частную собственность и рабство.

 

Сам по себе государственный строй может быть правильным и неправильным. При этом главным критерием правильности было общее благо, вне зависимости каким способом осуществляется это правление. Будет ли тут один правитель или несколько. Неправильный строй - это тот строй, при котором главным считаются частные цели его правителей.

 

К правильным относятся следующие виды государственного устройства.

 

1. Монархия. При такой форме государственной устройства вся власть находится у одного человека – монарха. Сам перевод с греческого слова monarchia означает единовластие.

 

2. Аристократия. Эта форма правления характеризуется тем, что власть принадлежит определенному привилегированному сословию, наследуется. Эти люди относятся к знати. Аristokratia переводится с греческого, как власть лучших. У власти стоит немногие, но не один.

 

3. Полития. Согласно этой формы правления государством правит большинство на благо общей цели. Принцип построения этого государства по Аристотелю выглядит так: «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй». Здесь предполагается так называемая «средняя» форма государства, и при которой у власти стоит средний слой, в имуществе преобладает средний достаток, в нравах царит умеренность. Рассматривая возможность построения политии в Греции, Аристотель пришел к выводу, что это маловероятно.

 

К неправильному государственному устройству относятся нижеперечисленные.

 

1. Тирания. При такой власти все решения направлены для личной выгоды самого правителя – тирана.

 

2. Олигархия. Здесь главными являются интересы богатых граждан страны. Вся власть находиться у определенной привилегированной состоятельной части общества и защищает интересы именно этой группы.

 

3. Демократия. Данной государственное устройство предусматривает удовлетворение интересов неимущей части населения. Согласно определению Аристотеля, неимущие и свободнорожденные составляют основу власти. Этот строй философ считает самым умеренным и сносным.

К СОДЕРЖАНИЮ