Статья

Основы построения философских мировоззрений Китая: конфуцианство, даосизм и буддизм

 

Китай является родиной самых известных философских учений востока – это китайский буддизм, конфуцианство и даосизм.

Основополагающей в становлении философских мировоззрений в Китае явилась Книга перемен. Согласно ей Вселенная состоит из трех составляющих это небо + человек + земля. При этом человек-это сам император, земля представляет собой квадрат, центр которого Китай. Цы – энергия самой Вселенной, где существуют два начала инь и янь.

Коонфуций в своем трактате «Десять крыльев» оставил свое толкование Книги перемен. Согласно ему самым главным является прошлое, особое внимание уделяется проблемам управления государства. Дана развернутая характеристика благородному мужчине, главными чертами которого должны быть четкое следование этикету и человеколюбие. Знание всегда сопоставляется со знанием древних текстов. Одни из главных составляющих всех действий верность и умение соблюдать свое место.

 

Поэтому главными категориями учения Конфуция являются принципы человеколюбия, соблюдение ритуалов и характеристики благородного мужа.

 

Управление государством осуществляется императором - «сыном неба», которому преданно помогают благородные мужи. При этом главная черта благородного мужа – нравственное совершенство.

 

Воспитание подданных осуществляется по принципу личного примера:« Управлять — значит поступать правильно». При этом сам народ беспрекословно подчиняется правителям, с особой почтительностью и сыновей вежливостью. Патронимии или семейные общины по своему устройству были приведены Конфуцием, как образец подобного построения государственной власти.

Конфуций считал, что главное в управлении государства поддерживать вековые традиции, религиозные и моральные методы, которые близки каждому китайцу. Он был против управления государством на основе законов. Различные устрашения и суровые законы не одобрялись Конфуцием.

Основателем другого философского учения Китая учение даосизм был архивариус Лао Дзы. Он создал трактат «Книга о Дао и Дэ», где главное философской категорией является Дао – путь, движущая сила всего, своеобразный всеобщий мировой закон.

В другом свое трактате «Дао Дэ цзин», написанном приблизительно в IV—III веках. до нашей эры, Лао-цзы дает основы всего даосизма. Велокое Дао стоит в основе всего на земле. Это бесконечное движение составляет сущность всего бытия не только на земле, но и в космосе, во всем мире. Дао – абсолютно, безгранично, есть везде и всегда. У него нет создателя, все происходит из него, и в конце концов также в него возвращается. Дао невозможно услышать, оно невидимо, его нельзя ощутить любыми органами чувств. Дао неисчерпаемо и постоянно, не имеет формы и имени, но именно великое Дао дает всему на свете начало, форму и имя. Само Небо живет в соответствии с этим абсолютным и вечным законом.

Счастье каждого человека заключается в познание этого пути и полном слиянии с Дао.

Каждый человек одновременно - микрокосм и универсум – макрокосм. Физическая смерть, согласно учения даосизма – это всего лишь отделение духа человека для слияния в макрокосме. Поэтому главная задача человека во время мирской жизни состоит в том, чтобы было достигнуто слияние его душевной сущности с великим Дао. Достичь такого совершенства возможно путем религиозных медитаций, особых гимнастических упражнений, развития специального дыхания. Все это должно быть направлено на преодоления человеческих желаний и страстей для полного познания Дао, поэтому идеалом даосизма является отшельник, смысл жизни которого заключен в божественном Дао.

Другое философское учение буддизм пришло в Китай на рубеже начала нашей эры. Хотя существуют предания о том, что буддизм появился в Китае раньше еще в IIIвеке до нашей эры, но достоверность их не установлена.

Изначально философия буддизма рассматривалась, как одно из направлений в развитии философии даосизма.

К СОДЕРЖАНИЮ