Философия Индии разделяется на 3 периода:
-
Ведийский, который длился с 1500-500 г до нашей эры.
-
Брахмано-буддийский (Классический). Продолжался с 5000 г до нашей эры по 1000 г н.э
-
Послеклассический (индуистский). С 1000 года по наше время.
Давайте теперь поближе рассмотрим все аспекты индийской философии.
Дхарма – это учение, теория, или философия. На востоке философия и религия объединены в одно целое. Дхарма является моральным долгом и путем каждого религиозного человека.
Веды – древнейшие священные тексты индуизма, появившиеся около 1500 лет до.н.эры, выполненные на санскрите. Веды и комментарии к ним, являются основой индийской философии.
Карма – это строгое правило следствия и причины. Даже высшие божества имеют карму и целиком зависят от нее.
Майа – категория философии, постулирующая утверждение о том, что все, что царит вокруг человека, является лишь иллюзией. Можно сказать, что человек из-за своей неосведомленности, создает ирреальное представление о мире. Это представление и является майей.
Основной целью буддиста является осознать мир не таким, каким он кажется, а таким, какой он есть на самом деле.
Философские школы, освещенные традициями, делятся на неортодоксальные и ортодоксальные. Ортодоксальные школы почитают авторитет Вед
Вот некоторые из этих школ:
-
Школа Ньяя. Рассматривает вопросы логики, веры в Веды и идеи Брахмана. Человек познает материальный мир при помощи пяти чувств: слуха, обанания, осязания, зрения и вкуса. Все, что не может быть ощущено при помощи этих чувств, не существует. Существет 4 источника знания: умозаключение, восприятие, мысль авторитета, сравнение.
-
Школа Вайшеника. Была основана риши Канадой. Бывает 2 мира вайнешики: чувственный и сверхчувственный. Все состоит из неделимых частиц. Область между этими частицами заполнено акашей (эфиром). Изначальной жизненной силой атомов является брахман. Согласно учениям школы вайнешики, существует восприятельное и умозаключительное знание.
-
Школа Мимамса. В основе ее лежит Вед. Сконцентрирована на правильном объяснении Вед и значения ритуалов, описанных в этих Ведах.
-
Школа Санхья. Основана на точке зрения, что мир материален и объективен. Характеризуется благодаря трем гунам. Состоит из пракрити и пуруши.
-
Школа Веданта. Является концом Веды. Сосредоточена на философии, изъясненной в Упанидшах.
-
Школа Йога – практическая система действий, направленных на абсолютное познание. Йога сутра является основным трактатом . Приобщена йога к определению движущей силы процесса освобождения, к описанию методов достижения сомадхи на практике.
Школы неортодоксальной индийской философии.
-
Персональный материализм. Школы-Локаяды, утверждают, что нет необходимости в мировой религии. Есть только то, что мы чувствуем, душа – тело. Целью жизни является получения удовлетворения.
-
Джайнизм. Основано на взглядах о материи – основе мира. Материя хранит в себе энергию и обладает элементарным поступательным движением. Количество субстанции не изменяется. Все живое состоит из атомов, которые образуют различные вещи. Закон кармы – это правило сверхтонкой материи, определяющей движением атомов. Согласно джайнизму, существует два типа объектов: объект души и объект неживой материи. Главный принцип жизни этой школы – не принести вреда любому живому существу.
-
Буддизм. Это религиозное философское учение (дхарма) о душевном пробуждении (бодхи). Возникло в VIвеке до.н.э в Древней Индии. Основоположником буддизма является Сиддихартха Гуатама. Позже получил имя Будда Шакьямуни.
Перечислим несколько благородных правд Будды:
-
Жизнь - страдание.
-
От страданий можно отречься, если отказаться от своих желаний.
-
Причины большинства страданий – это страсти и желания.
-
Освобождение от уз сансары – есть всему венец.
К СОДЕРЖАНИЮ