Статья

Древняя Индия и ее философия.

 

Философия Индии разделяется на 3 периода:
  1. Ведийский, который длился с 1500-500 г до нашей эры.
  2. Брахмано-буддийский (Классический). Продолжался с 5000 г до нашей эры по 1000 г н.э
  3. Послеклассический (индуистский). С 1000 года по наше время.

Давайте теперь поближе рассмотрим все аспекты индийской философии.

Дхарма – это учение, теория, или философия. На востоке философия и религия объединены в одно целое. Дхарма является моральным долгом и путем каждого религиозного человека.

Веды – древнейшие священные тексты индуизма, появившиеся около 1500 лет до.н.эры, выполненные на санскрите. Веды и комментарии к ним, являются основой индийской философии.

Карма – это строгое правило следствия и причины. Даже высшие божества имеют карму и целиком зависят от нее.

Майа – категория философии, постулирующая утверждение о том, что все, что царит вокруг  человека, является лишь иллюзией. Можно сказать, что человек из-за своей неосведомленности, создает ирреальное представление о мире. Это представление и является майей.

Основной целью буддиста является осознать мир не таким, каким он кажется, а таким, какой он есть на самом деле.

Философские школы, освещенные традициями, делятся на неортодоксальные и ортодоксальные. Ортодоксальные школы почитают авторитет Вед

Вот некоторые из этих школ:

  1. Школа Ньяя. Рассматривает вопросы логики, веры в Веды и идеи Брахмана. Человек познает материальный мир при  помощи пяти чувств: слуха, обанания, осязания, зрения и вкуса. Все, что не может быть ощущено при помощи этих чувств, не существует. Существет 4 источника знания: умозаключение, восприятие, мысль авторитета, сравнение.

 

  1. Школа Вайшеника. Была основана риши Канадой. Бывает 2 мира вайнешики: чувственный и сверхчувственный. Все состоит из неделимых частиц. Область между этими частицами заполнено акашей (эфиром). Изначальной жизненной силой атомов является брахман. Согласно учениям школы вайнешики, существует восприятельное и умозаключительное знание.

 

 

  1. Школа Мимамса. В основе ее лежит Вед. Сконцентрирована на правильном объяснении Вед и значения ритуалов, описанных в этих Ведах.

 

  1. Школа Санхья. Основана на точке зрения, что мир материален и объективен. Характеризуется благодаря трем гунам. Состоит из пракрити и пуруши.

 

 

  1. Школа Веданта. Является концом Веды. Сосредоточена на философии, изъясненной в Упанидшах.

 

  1. Школа Йога – практическая система действий, направленных на абсолютное познание. Йога сутра является основным трактатом . Приобщена йога к определению движущей силы процесса освобождения, к описанию методов достижения сомадхи на практике.

Школы неортодоксальной индийской философии.

  1. Персональный материализм. Школы-Локаяды, утверждают, что нет необходимости в мировой религии. Есть только то, что мы чувствуем, душа – тело. Целью жизни является получения удовлетворения.
  2. Джайнизм. Основано на взглядах о материи – основе мира. Материя хранит в себе энергию и обладает элементарным поступательным движением. Количество субстанции не изменяется. Все живое состоит из атомов, которые образуют различные вещи.  Закон кармы – это правило сверхтонкой материи, определяющей движением атомов. Согласно джайнизму, существует два типа объектов: объект души и объект неживой материи. Главный принцип жизни этой школы – не принести вреда любому живому существу.
  3. Буддизм. Это религиозное философское учение (дхарма) о душевном пробуждении (бодхи). Возникло в VIвеке до.н.э в Древней Индии. Основоположником буддизма является Сиддихартха Гуатама. Позже получил имя Будда Шакьямуни.

Перечислим несколько благородных правд Будды:

  1. Жизнь - страдание.
  2. От страданий можно отречься, если отказаться от своих желаний.
  3. Причины большинства страданий – это страсти и желания.
  4. Освобождение от уз сансары – есть всему венец.

К СОДЕРЖАНИЮ