Статья

Природа проблем философии

 

Все грани философской проблемы “человек – мир” были историко-материалистически растолкованы. Классические вопросы человека и природы, личности и общества, природы и истории, свободы и несвободы, сохранили свое мировоззренческое неприходящее значение даже при современном подходе. Они стали выражением реальных диалектических сторон, которые не могу исчезнуть из жизни людей, а тем более из философии.

Самым главным новшеством в понимании философии стал историзм.  Он проходил сквозь всю историю человечества, выступал, в определенном смысле этого слова, как насущные проблемы, которые приобретали уникальный облик за счет различных эпох и культур. Это относится ко многим проблемам, ведь вопрос идет об общей новейшей концепции философии и ее предназначении. Можно отметить, что отречение от старой формы философии не означает отказ от сохранения, углубления и развития рассматриваемых ранее проблем. Все это остается на прежнем уровне.

Мыслители разных времен обращались и будут обращаться к основным вопросам философии. Несмотря на различие подходов, решение проблем и историческоеизменение их характера, преемственность, понимание, содержаниеи смысловое единство сохранилось. Историко-материалистический подход привел к выводу, что решение проблем философии требует  отличного глубокого знания истории, форм исторического развития и изучения их тенденции. Плюс ко всему, данный подход решал не сами проблемы, а только полноценность их сугубо теоретического решения.

Такие отношения, как “мир-человек”, “сознание-реальность” и другие, также имеют прямое отношение к истории.  Однако их философская форма скрывает это обстоятельство. Если вообразить проблему, то становится ясно, что развесистые связи человечества с миром разворачиваются по всему течению истории. Они осуществляются в изменяющихся формах быта труда, в смене верования, эволюции знаний в нравственном, политическом, художественном и другом опыте. Другими словами, пространство познавательных, практических и ценностных отношений к миру, которые создают предмет философского осмысления, - это всецело историческое явление.

История человечества – это особого рода реальность. Это сложное совмещение общественной жизни людей в формах производства, политических и социально-экономических структурах, разнообразных духовных составляющих. Причем два этих определения нерасторжимо взаимодействуют. Отсюда следует, что путь философского исследования имеет две направленности: на религии человеческой жизни и на различные теоретические отражения реалий в человеческом сознании.

К СОДЕРЖАНИЮ