Статья

Европейское качество развития украинских компаний

Лучшая мировая практика деловой активности компаний отражена в философии и концепциях всеобщего управления качества (ТОМ) и делового совершенства (EFQM). Для оценки и определения уровня практической реализации принципов ТОМ используются модели совершенства — модели «идеальных организаций». Согласно модели совершенства EFQM, «идеальная» организация условно оценивается в 1000 баллов. Фактически лучшие компании Европы, такие как Nokia, Siemens, Opel, Volvo на сегодня получают 700-750 баллов. Одно из важнейших преимуществ EFQM — систематическая оценка уровня совершенства компаний, позволяющая определять их рейтинги, что обеспечивает стимулы для совершенствования, расширения активности и повышения социальной направленности бизнеса.

Разрабатывая в далекие девяностые стратегию дальнейшего развития предприятия в новых условиях хозяйствования, многие начинающие украинские бизнесмены внимательно изучили и проанализировали тенденции эволюции новых типов высокоорганизованных предприятий и этапы их организационного становления. Обобщив лучший мировой опыт, они построили и математически обосновали инновационную модель, а также разработали программу ускоренного эволюционного развития, целью которой является создание к 2020 году конкурентоспособного предприятия мирового класса.

Типичная программа для предприятия состоит из четырех этапов:

Первый этап. Достижение высокого уровня качества продукции, производства и труда с учетом требований международного стандарта ISO 9001:2000 и общих требований TQM — всеобщего управления качеством.

Второй этап. Преобразование предприятия в самообучающуюся интеллектуальную организацию, которая на всех уровнях управления использует способность персонала учиться, создает условия для прироста ключевых компетенций, формирования интеллектуального потенциала, постоянного профессионального роста и развития всех работников.

Третий этап. Создание предприятия мирового класса с высокоорганизованным, гибким, бездефектным производством «точно в срок». В Украине не так много предприятий, способных достичь высокого уровня управления и организации производства, общей эффективности и производительности труда и благосостояния работников предприятия.

Четвертый этап. Обеспечение высокого уровня удовлетворения существующих и будущих потребностей заказчиков (при высоком уровне качества и сервисного обслуживания), взаимовыгодного сотрудничества с заказчиками.

Первое предприятие в Украине, которое уже успешно решило задачи первых двух этапов – НКМЗ. Двадцать один вид продукции завода имеет платиновый Знак качества «Всероссийская марка», девять — золотой Знак качества. Завод награжден российским орденом «Национальная слава» за особые заслуги в обеспечении высокого качества производимой продукции и внедрение передовых технологий. В 2006 году предприятие получило диплом лауреата I Украинского национального конкурса качества в номинации «Крупные предприятия», ему вручен Сертификат Европейского фонда менеджмента качества (EFQM) – Признание совершенства в Европе.

Так что не все так печально в отечественном бизнесе, как может показаться на первый взгляд неискушенному наблюдателю.