Статья

О научном руководителе

 

Вопрос о  научном руководителе нужно обговорить особо. С научным руководителем несколько последующих лет тесно будет связана  Ваша «научная судьба», а хороший руководитель -  тот, кого по праву называют Учителем в широком смысле этого слова, и с которым Вы можете сохранить теплые отношения на всю дальнейшую жизнь. На вопрос о том, чем руководствуется ученый, берясь за научное руководство диссертационной работы, ответ однозначен – отнюдь не исходя из материальных соображений. Оплата научного руководства аспирантом, соискателем настолько мала, что об этом не приходится говорить. Просто любой настоящий ученый  должен расширять «поле» своего исследования, создавать свою научную школу, тем более, что в ученой среде считается «хорошим тоном» иметь своих учеников,  к тому же, при получении ученого звания профессора  ученому, который не преподает в вузе, необходимо иметь конкретное число диссертантов. В данном случае автор приоткрывает завесу над некоторыми  «тайнами» в научной жизни, чем рискует навлечь на себя недовольство своих коллег. Как правило, научные руководители бывают трех категорий.

К первой категории, как правило, относятся сравнительно молодые по возрасту ученые,  которые защитили кандидатские диссертации относительно недавно, занимающие должности рядовых научных сотрудников, доцентов или старших преподавателей и начавшие научную работу над докторской диссертацией. Научный руководитель данной категории будет постоянно  работать с Вами, непосредственно участвуя во всех Ваших исканиях, связанных с Вашим диссертационным исследованием, всячески Вам в этом помогая.  Но есть один минус – имея сравнительно небольшой опыт руководства диссертацией, относительно молодой научный руководитель должен будет с Вами вместе находить подходы, разрабатывать различные варианты для правильного построения  Вашей диссертации, что несколько увеличит время работы над Вашим научным исследованием. Но в тоже время наиболее яркие, интересные, содержательные  и оригинальные  диссертации обычно получаются у диссертантов, имеющих именно таких научных руководителей. И Вас ни в коем случае не должен коробить тот факт, что Ваш научный руководитель использует Ваши же материалы в своем докторском исследовании, даже если он ее защитит раньше, чем Вы – свою кандидатскую. К докторской диссертации предъявляются совсем иные требования, и материалы Ваших исследований в ней можно использовать только лишь как иллюстрации, примеры, в которых докторант реализует свои теоретические концепции. Это никак не может помешать Вам защитить свою кандидатскую диссертацию.

Во вторую категорию научных руководителей входят уже зрелые, установившиеся ученые, профессора и доктора наук, которые занимают руководящие должности и имеют различные  научно-общественные нагрузки. Подобный научный руководитель уже имел множество аспирантов и соискателей, у него есть весомый опыт работы с ними. Именно он укажет Вам «прямую дорогу», по которой Вам надо пройти,  четко спланировав ход исследования. Авторитет такого руководителя в значительной мере будет облегчать Ваш путь, вплоть до предзащиты Вашей диссертации. Но Вам нужно иметь в виду, что его вечная занятость будет являться преградой для постоянных встреч с ним, что означает, что Вам придется быть сравнительно самостоятельным, давая руководителю для чтения уже относительно готовые части диссертации. Впрочем, и переделывать эти части, исходя из замечаний руководителя, Вам тоже придется самостоятельно.

Практикуются случаи, когда соискатель, аспирант начинает работать одновременно с двумя научными руководителями, когда один из них – руководитель с большим опытом, а другой  - начинающий. Иногда опытный руководитель перепоручает работу с Вами  своему ученику. Но этот вариант не должен Вас беспокоить, поскольку будет хуже, если Вы столкнетесь с представителем третьей группы научных руководителей.

К третьей группе  научных руководителей, правда, весьма немногочисленной, относятся те научные работники в любом возрасте и ранге,  которые становятся научными руководителями аспирантов и соискателей исходя из престижа, но руководством последних, практически, не занимаются. И тогда диссертант остается наедине с собой, самому себе предоставленный. Подход такой: «получится защититься» - хорошо, не «получиться защититься» - ничего. Причин для такого подхода много: это и нежелание заниматься с диссертантом, так как научное руководство – весьма трудоемкий процесс; неумение и неопытность, что трактуется весьма двояко. С одной стороны, не каждый ученый, практикующийся даже в области педагогики, имеет призвание к последней, а любое научное руководство –  в первую очередь относится к  педагогической деятельности. И если человек правильно рассчитывает свои возможности,  то он просто не берется руководить аспирантом или соискателем, причем, уважение к нему от этого совсем не уменьшается.  С другой – нередки случаи,  когда ученый, который берется руководить работой, сам еле-еле защитил свою диссертацию, так и сумев понять, что такое научная работа или исследование.