Статья

1.1. Методология и методы научного исследования


Успешность выполнения магистерской диссертации в наибольшей степени зависит от умения магистранта выбрать наиболее результативные методы исследования, поскольку именно они позволяют достичь поставленной в выпускной работе цели.
Методы научного исследования принято делить на общие и специальные. До недавнего времени для всех бывших советских научных исследований был обязательным всеобщий метод познания – метод диалектического и исторического материализма. Сейчас метод диалектического и исторического материализма не отвечает общественно-политическим реалиям сегодняшнего дня и потому может не применяться. В методологическую основу научных работ теперь кладутся критерии объективности, соответствия истине, исторической правде, моральные критерии.
Методологическую основу исследований в Республике Узбекистан в сфере международных отношений и международной политологии без сомнения составляют труды Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова. Целостная политическая и правовая философия Ислама Каримова является квинт-эссенцией исследований в сфере международных отношений и международной политологии. Такие труды Ислама Каримова, как: Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса; Узбекистан устремленный в XXI век; Выступления на 48, 50 и 55 сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, саммитах ОБСЕ и многие другие труды без сомнений составляют методологическую основу исследований общественно-гуманитарных наук.
Методологическими источниками исследования в наши дни также выступают труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, выступления и речи глав отдельных государств, международных организаций, ведущих политиков и обществоведов.
В качестве методологической основы магистерской диссертации желательно указывать конкретные труды, а также, если имеются: теории, концепции и доктрины тех авторитетных ученых, на которых будет базироваться выпускная квалификационная работа.
Большинство специальных проблем конкретных наук и да¬же отдельные этапы их исследования требуют применения принципиальных методов решения. Разумеется, такие методы имеют весьма специфический характер. Для политических и политологических направлений существуют свои специфические методы познания, которые изучаются в рамках учебных курсов Методы политического анализа, Политическое моделирование и др.
Помимо специальных методов, характерных для определенных областей научного знания, существуют общие методы научного познания, которые в отличие от специальных методов используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных по предмету науках.
Общие методы научного познания обычно делят на три большие группы:
1) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
2) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
3) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).
Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, опирающийся, прежде всего на работу органов чувств человека и его предметную материальную деятельность. Это наиболее элементарный метод, выступающий, как правило, в качестве одного из элементов в составе других эмпирических методов.
Для того чтобы быть плодотворным методом познания, наблюдение должно удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются:
1) планомерность,
2) целенаправленность,
3) активность,
4) систематичность.
Наблюдение как средство познания дает в форме совокупности эмпирических утверждений первичную информацию о мире.
Сравнение – одно из наиболее распространенных методов познания. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам.
Для того чтобы сравнение было плодотворным, оно должно удовлетворять двум основным требованиям. Первое требование: сравниваться должны лишь такие явления, между которыми может существовать определенная объективная общность. Второе требование: для познания объектов их сравнение должно осуществляться по наиболее важным, существенным признакам.
С помощью сравнения информация об объекте может быть получена двумя различными путями:
Во-первых, она может выступать в качестве непосредственного результата сравнения;
Во-вторых, очень часто получение первичной информации не выступает в качестве главной цели сравнения, этой целью является получение вторичной или производной информации, являющейся результатом обработки первичных данных. Наиболее распространенным и наиболее важным способом такой обработки является умозаключение по аналогии.
Измерение в отличие от сравнения является более точным познавательным средством. Измерение – есть процедура определения численного значения некоторой величины посредством единицы измерения. Ценность этой процедуры в том, что она дает точные, количественно определенные сведения об окружающей действительности.
Важнейшим показателем качества измерения, его научной ценности является точность, которая зависит от усердия исследователя, от применяемых им методов, но главным образом – от имеющихся измерительных приборов.
В числе эмпирических методов научного познания измерение занимает примерно такое же место, как наблюдение и сравнение.
Частным случаем наблюдения является эксперимент, т.е. такой метод научного исследования, который предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение определенных сторон предметов и явлений в специально созданных условиях с целью изучения их без осложняющих процесс сопутствующих обстоятельств.
Любой эксперимент может осуществляться как непосредственно с объектом, так и с "заместителем" этого объекта в познании – моделью.
Использование моделей позволяет применять экспериментальный метод исследования к таким объектам, непосредственное оперирование с которыми затруднительно или даже невозможно. Поэтому моделирование является особым методом и широко распространен в науке. Целью этого метода является изучение определенных общественных явлений на сравнительно небольших коллективах.
Рассмотрим теперь методы, используемые на эмпирическом и теоретическом уровне исследований. К таким методам принято относить абстрагирование, анализ и синтез, индукцию и дедукцию.
Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от несущественных свойств, связей, отношений, предметов и в одновременном вы¬делении, фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон этих предметов.
Различают процесс абстрагирования и результат абстрагирования, называемый абстракцией. Обычно под результатом абстрагирования понимается знание о некоторых сторонах объектов. Процесс абстрагирования – это совокупность операций, ведущих к получению такого результата (абстракции). Примерами абстракций могут служить бесчисленные понятия, которыми оперирует человек не только в науке, но и в обыденной жизни: дерево, дом, дорога и т.п.
Процесс абстрагирования в системе логического мышления тесно связан с другими методами исследования и, прежде всего, с анализом и синтезом.
Анализ является методом научного исследования путем разложения предмета на составные части.
Синтез представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое.
Методы анализа и синтеза в научном творчестве органически связаны между собой и могут принимать различные формы в зависимости от свойств изучаемого объекта и цели исследования. В зависимости от степени познания объекта, от глубины проникновения в его сущность применяется анализ и синтез различного рода.
Прямой или эмпирический анализ и синтез применяется на стадии поверхностного ознакомления с объектом. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явление, но для проникновения в его сущность он недостаточен.
Возвратный или элементарно-теоретический анализ и синтез широко используется как мощное орудие достижения моментов сущности исследуемого явления. Они базируются на некоторых теоретических соображениях, в качестве которых может выступать предположение о причинно-следственной связи различных явлений, о действии какой-либо закономерности.
Наиболее глубоко приникнуть в сущность объекта позволяет структурно-генетический анализ и синтез. Этот тип анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, таких звеньев, которые представляют самое центральное, самое главное в них, оказывающую решающее влияние на все остальные стороны сущности объекта.
Для исследования сложных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только там, где так или иначе предметом исследования становится история объекта.
Из методов теоретического исследования рассмотрим метод восхождения от абстрактного к конкретному. Восхождение от абстрактного к конкретному представляет собой всеобщую форму движения научного познания, закон отображения действительности в мышлении. Согласно этому методу процесс познания как бы разбивается на два относительно самостоятельных этапа.
На первом этапе происходит переход от чувственно-конкретного, от конкретного в действительности к его абстрактным определениям. Единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений. Он как бы "испаряется", превращаясь в совокупность зафиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.
Второй этап процесса познания и есть восхождение от абстрактного к конкретному. Суть его состоит в движении мысли от абстрактных определений объекта, т.е. от абстрактного в познании, к конкретному в познании. На этом этапе как бы восстанавливается исходная целостность объекта, он воспроизводится во всей своей многогранности – но уже в мышлении.
Таким образом, можно сказать, что рассматриваемый метод представляет собой процесс познания, согласно которому мышление восходит от конкретного в действительности к абстрактному в мышлении и от него – к конкретному в мышлении.
Подытоживая, можем сказать, что любая исследовательская работа имеет свою методологию – теории, доктрины, концепции и взгляды, а также опирается на определенные общие и специальные методы, с помощью которых всесторонне рассматривается и освещается выбранная тематика исследования.

К оглавлению