Статья

 Формирование национальной системы физического воспитания школьников требует нового содержания и поиска эффективных форм, средств и методов подготовки школьного учителя, создание соответствующего учебно-методического обеспечения.

В основе педагогического мастерства учителя физического воспитания лежат знания предмета преподавания (физическая культура) и его методики, и очень важно, чтобы каждый студент осознал, что самым существенным в методике является уровень индивидуального мастерства педагога. Через его деятельность методика и отражается на конкретных достижениях учеников.

 Учитель своей личностью и деятельностью всегда влиял на ход исторического процесса, судьбу общества. Он активно участвует в формировании общества, а, следовательно, должен чувствовать большую ответственность за его судьбу перед прошлыми, современными и будущими поколениями человечества.

Изучив опыт физического воспитания в большинстве цивилизованных стран мира, П. Лесгафт сделал вывод, что "управлять физическим образованием - дело очень трудное, несмотря на то, что обычно считают это настолько простым  делом, что с ней можно справиться достаточно основательно течение 6-8-нед-вых курсов. На самом деле, руководитель должен быть хорошо образованным человеком, как каждый, кто принадлежит к преподавательскому составу, должен хорошо понимать свой предмет, а также значения форм и функций организма молодого человека, а главное, должен быть сам вполне дисциплинированной и сдержанным человеком, которая изящно обладает своими действиями "[с.317-318]. Помним, что значительным препятствием в процессе физического воспитания является часто несоответствие между призывами педагога и его личной жизнью и убеждениями. Личность наставника должна быть образцом для подражания. Учитель, отвечающий этим требованиям, в трудное время жизненной неопределенности ученика поможет ему понять собственные ошибки, объективно оценить свое состояние, вместе наметить пути дальнейшего развития, подскажет методы самосовершенствования. Вместе с тем он никогда не должен привязывать ученика к собственной личности, а наоборот, приучать его к самостоятельному развитию.

Сегодня перед учителем физической культуры в школе стоит проблема - сделать физическое воспитание процессом непрерывного действия (даже в течение такого короткого времени, как суточный цикл). Это означает, что учитель не имеет права ограничивать свою деятельность какими эпизодическими мероприятиями по физическому воспитанию или только время от времени привлекать к этому процессу других лиц. На повестку дня работы учителя время выдвигает вопрос о физическом воспитании школьников как систему всеобщего обязательного обучения основам здоровья и гигиенического воспитания. В связи с этим необходимо принять во внимание:

• как организовать уроки с отстающими, ослабленными и имеющими отклонения от нормального состояния здоровья;

 • как сделать уроки привлекательными, чтобы стимулировать самосовершенствования учащихся;

 • как увязать интересы родителей и детей по вопросам физического воспитания;

• какие формы внеурочных занятий и когда желательно использовать, чтобы они, с одной стороны, стали продолжением урока, а с другой - подготовкой к нему;

 • как подготовить малыша к школьному режиму еще в стенах дошкольных учреждений;

 • как организовать работу по месту жительства;

• что делать с одаренными детьми, которые стремятся к спортивной совершенства;

 • как создать надлежащую материальную базу;

 • как привлечь к физическому воспитанию весь педагогический коллектив, медицинских работников и общественные организации, актив.

Перечисленные задачи могут быть эффективно решены только в том случае, когда все названные звенья органично дополняют одна другую, образуя систему факторов постоянного и целенаправленного воздействия на учащихся.

 Следовательно, сделать физическое воспитание непрерывным (перманентным) процессом - это значит:

1) привлечь всех детей к различным формам занятий;

 2) включить в этот процесс все взрослое окружение ребенка (от отца к учителю музыки);

 3) объединить усилия всех государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами воспитания, охраны здоровья и защиты детей.

Отсюда вытекает специфика работы учителя физической культуры. С одной стороны, он выступает как "чистый" учитель (предметник), проводя уроки, а с другой, - как организатор процесса физического воспитания школьников, направляя усилия всех участников этого процесса на достижение единой цели.

Итак, каждому (особенно молодому) учителю следует помнить, что результаты физического воспитания учащихся зависят не только непосредственно от учителя физической культуры, но и от общей ориентации на этот процесс окружающей среды. Отсюда, помимо прочего, и возникает потребность учителя постоянно и пристально держать в поле зрения окружающую среду. В этом заключается сложность профессии учителя, его большая ответственность и неповторимость. Вместе сегодняшний уровень профессионализма, педагогическая и особенно психологическая подготовка преподавателя не соответствуют требованиям народного образования. До сих пор немало учителей физической культуры не отличаются широкой образованностью, высоким уровнем культуры (в частности, физического), духовностью, интеллигентностью. Слабое знание своей специальности, низкая методическая мастерство не позволяют выбирать лучшие для конкретных условий методы или их совокупность. У большей части учителей не сформирована способность  сопереживать, понимать мотивы поведения учащихся, их внутренний мир. Они не умеют сотрудничать с учениками, не стимулируют детскую инициативу, творчество, самоуправление в сфере физической культуры.

 Негативную роль в развитии системы физического воспитания играют критерии оценки труда учителя за рефераты, расчетно-графические работы и так далее. А также до сих пор работу  учеников оценивали (а иногда оценивают и теперь) количественными показателями (разрядники, места на соревнованиях и т. д.).

 Коренное изменение физического воспитания школьников требует переосмысления самой сути, цели, задач, содержания педагогического процесса, деятельности учителя, участия в этом процессе учеников.

Много недостатков физического воспитания учащихся объясняются общим состоянием нашей школы, присущим ей администрированием, догматизмом. Отсюда - муштра и авторитарность. Взаимоотношения между учителем и учеником не должны строиться по принципу "начальник - подчиненный".

Сегодня школьная физическая культура должна обеспечить благоприятные условия для развития не только физических способностей, но и духовных, нравственных качеств ребенка. Повышение эффективности системы физического воспитания должна происходить за счет не столько количественных изменений, сколько качественного улучшения содержания и организации работы, на основе национальных, региональных и местных традиций и условий, учитывая интересы учащихся и возможности педагогов.

Стремясь создать свою индивидуальную систему физического воспитания учащихся каждой конкретной школы, молодой учитель должен помнить, что здесь мало одного желания и программы действий. Для того чтобы любая система функционировала, необходимо обеспечить как минимум три условия: 1) ученик должен хотеть заниматься;2) надо иметь, где заниматься (создание материальной базы), 3) должен кто заниматься с учениками (кадровое обеспечение) .

Учитель и ученики как субъекты процесса физического воспитания