Статья

ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

Предлагается выполнять в рамках «Дизайна искусственных стихов» следующие основные операции в структуре нового метода активизации творческого художественного мышления. Студентам предлагается наносить на лист бумаги линии с помощью неконтролируемых сознанием движений руки (эту операцию можно выполнять с закрытыми глазами) в двух взаимно перпендикулярных (условно перпендикулярных) направлениях, а затем, заштриховывать получившиеся в результате пересечения линий фигуры с тем, чтобы попытаться увидеть в них некие художественные смыслы, художественные образы. Часть штриховки можно предложить выполнить случайным образом.

Графическое калейдоскопирование - это метод, целью которого является оказание помощи студентам художественных специальностей в развитии нестандартного образного мышления. Данный метод направлен на развитие способности видеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного, не проходить мимо случайных явлений, считая их досадной помехой, а, наоборот, видеть в них ключ к новому пониманию взаимосвязи жизненных смыслов и визуальных образов. Этот метод призван развивать ту зоркость, которая является качеством творческого мышления, актуализирует способность человека видеть не только с помощью глаз, но, главным образом, с помощью мозга, с помощью мышления.

Технология «Дизайн искусственных стихов» предполагает несколько вариантов учебно-творческой деятельности студентов. Одним из апробированных вариантов данной технологии является вариант с применением упражнения «графического калейдоскопи-рования». Этот вариант технологии состоит из следующих этапов:

  1. Педагог знакомит студентов с эвристическими методами творчества и основными правилами анализа изобретений (а в более широком плане - анализа объектов творчества), закономерностями творчества.
  2. Педагог знакомит студентов с японской поэзией и предлагает выбрать 4-5 наиболее понравившихся поэтических образов, которые являются источником вдохновения и соответствуют их эмоциям, чувствам мыслям.
  3. Упражнение графического калейдоскопирования реализуется начиная с данного этапа посредством организации работы студентов по нахождению ассоциаций к поэтическим образам. Этап поиска ассоциаций является одним из важных в формировании художественного образа.
  4. К каждой ассоциации студенты рисуют фантазийный рисунок, суть которого заключается в выполняемой без редактирования сознанием деятельности по заполнению листа (холста) точками и линиями различного направления Сможно взаимно перпендикулярного) и нажима. Количество фантазийных рисунков соответствует количеству ранее найденных ассоциаций. На первом этапе этой деятельности является недопустимым её осознанное выполнение, т.к. теряется смысл поисковой деятельности с включением эмоциональной и информационной составляющих сферы бессознательного в психике каждого студента. Студенты рисуют различные линии интуитивно, с точки зрения восприятия мира, на основе личного, в том числе еще неосознанного опыта, с опорой на собственные чувства и неосознанные комбинации смыслов, вербальных и визуальных образов. Только благодаря этому, каждая фантазийная работа становится индивидуальной, неповторимой.
  5. Далее необходимо внимательно рассмотреть фантазийные рисунки, увидеть и найти образы (поворачивая и рассматривая лист с разных сторон, в необычных ракурсах, в поиске новых образов совмещая отдельные детали для получения единого образа). В процессе работы возникают трудности, заключающиеся в отсутствии у студентов умений увидеть множество образов в хаосе линий. Выполненный образ таков, что студент его видит и не видит, ему ясно, каким он должен быть, но вместе с тем он лишен такой наглядности, которая дается в опыте живого восприятия. Этот этап ассоциативно-синектической технологии способствует развитию творческого воображения, мышления, дает возможность видеть нетрадиционное в традиционном. Студент при помощи воображения концентрирует черты реальности и творчески их перерабатывает.
  6. От черновых вариантов, проб, зарисовок визуальных элементов студент переходит к работе над созданием визуальной конструкции. Выбранные визуальные образы-элементы заштриховывают и переносят на чистый лист. При переносе и комбинировании образов в конструкцию возможно изменение масштаба, дополнение декоративными элементами, но должен быть сохранен характер рисунка и найденное движение элемента. Дальнейшая работа проводится в соответствии с известным вариантом ассоциативно-синектической технологии.

Тщательно продумывая создание художественного образа, студенты опираются на опыт прошлых впечатлений, на знание методов творческого поиска, законов композиции, отыскивают нужные элементы художественной выразительности, разрабатывают характер взаимосвязи образов, учатся решать творческие задачи.

Основная проблема, возникающая в процессе работы студентов в поиске и эскизной проработке образов будущей графической композиции заключается в том, что они не всегда способны выбрать лаконичные визуальные образы, соответствующие уже выбранным поэтическим строкам, а затем испытывают длительное затруднение в поиске некоего объединяющего образа, который как в сущностном, смысловом, эмоциональном, так и в собственно поэтическом и графическом аспектах гармонично соединял бы найденные и выбранные ранее образы.

На основе анализа основных этапов ассоциативно-синектической технологии комплексного развития творчества, известной также под названием «Дизайн искусственных стихов», нами был разработан алгоритм специального упражнения «Поиск объединяющего образа», который помогает студентам преодолеть выявленные затруднения. Он состоит в следующем.

  1. Выбор поэтической миниатюры (хайку, хокку, танка). Для организации работы в рамках упражнения студенту предоставляется лист с напечатанным на нем заранее набором поэтических миниатюр. Он располагается с левой стороны листа, а с его правой стороны оставлено свободное место.
  2. Затем к каждой из представленных на листе поэтических миниатюр студент рисует визуальный образ. Если не получается изобразить те чувства и эмоция, которые вызваны прочтением стихов, то предлагается нарисовать мини-иллюстрацию, отражающую субъективное видение студентом смысла хайку (хокку, танка). Рисунок должен выполняться линиями с применением минимума штриховки или тушевки, а также без проработки мелких деталей.
  3. Далее происходит выбор двух поэтических миниатюр с уже созданными визуальными образами (в дальнейшей работе возможно усложнение упражнения посредством предложения выбрать, три, четыре и так далее, поэтические миниатюры с их визуальными смысловыми отражениями), которые наиболее понравились студенту в соответствии с его актуальным самочувствием, настроением, его нравственными или философскими установками.
  4. Этот этап методически увязывается с применением метода гирлянд случайных ассоциаций и метафор. Студентам предлагается написать к каждому из выбранных стихотворений ряд ассоциаций, вызванных в данный момент прочтением стихов. Время записи ассоциаций должно быть ограничено. Количество ассоциаций к каждому стихотворению должно быть не менее десяти. Далее студенты анализируют полученный результат с целью нахождения нескольких пар ассоциаций образов семантически (пусть отдаленно и субъективно) синонимичных. Если таких пар не получилось, то студентам предлагается выбрать из ряда ассоциаций к каждому стихотворению одно — два слова, которые наиболее полно отражают смысл поэтической миниатюры, а затем попытаться мысленно их объединить. Таким образом, можно легче и осмысленнее объединить два даже самых разных или противоположных по содержанию стихотворения.
  5. Из выбранных поэтических миниатюр студенты составляют нерифмованные, а затем и рифмованные композиции.
  6. На этом шаге студенты составляют эскиз визуальной композиции, которая подводит итог всему процессу осмысления и выбора объединяющего образа от первого этапа до составления рифмованной конструкции. Первоначальные зарисовки образов могут различным образом изменяться, трансформироваться, но должны быть использованы в итоговой графической конструкции.
  7. По составленному стихотворению и эскизу визуального образа подбирается название, которое отражает смысл, как стиха, так и эскиза.
  8. После этого задуманный эскиз может быть подвергнут значительным изменениям и корректировке.

Дальнейшее совершенствование методической компоненты «Дизайна искусственных стихов» мы видим во включении возможностей цветовых ассоциаций в структуру «Графического калейдоскопирования».

Суть предлагаемой нами модернизации состоит в добавлении в его структуру (или параллельное включение в структуру «Дизайна искусственных стихов» наряду, «в пару» с этим методом) нового инструмента — упражнения «Калейдоскопическое рисование». Идея этого упражнения заключается в свободном (без контроля глаз, без контроля сознания) нанесении на лист бумаги линий в нескольких взаимопересекающихся направлениях сразу после прочтения поэтических миниатюр, а затем в закрашивании фигур, получившихся в результате пересечения линий. При этом фигуры закрашиваются цветом, который ассоциируется с поэтическими образами и в соответствии с художественными смыслами и образами, которые могут появиться непосредственно в процессе рисования этого своеобразного цветового калейдоскопа.

В упражнении используются следующие специфические операции.

1. После выбора поэтических миниатюр и зарисовки их визуальных образов для конструирования поэтической и графической композиции студентам предлагается найти и зафиксировать как можно большее количество ассоциаций к найденным образам. К каждой ассоциации и визуальной детали студенты выполняют фантазийный рисунок, суть которого заключается в заполнении листа хаотичными линиями и выделении некоторых контуров фигур или контуров ассоциаций, объединений фигур, полученных в результате пересечения линий (синергетический процесс рождения порядка из хаоса).

  1. Продолжая искать и уточнять найденные образы в ассоциациях (объединениях) фигур студенты дофантазируют, дорисовывают найденные изображения, рассматривая лист с разных сторон и, закрашивая фигуры, получившиеся при пересечении линий, создают некоторую цветовую комбинацию, которая ассоциируется с найденными поэтическими и художественными образами.
  2. От черновых вариантов студенты переходят к работе над созданием визуальной конструкции на чистом листе. Детали можно изменять, но главное — сохранить характер рисунка и найденное движение его элементов.
  3. Педагог предлагает каждому студенту составить нерифмованную, а затем и рифмованную комбинацию выбранных стихотворных деталей с учетом цветовых ассоциаций.
  4. Сконструированные искусственные стихи студенты и преподаватель сравнивают с визуальной конструкцией. На основании результатов анализа смыслов и чувств обсуждается и разрабатывается окончательный вариант визуального проекта.

Выполнение этого упражнения приводит к значительному повышению интенсивности и эффективности творческой работы студентов, а в процессе доработки образов, их интерпретации, построения из них композиций совершенствуются практически все компоненты художественного мастерства.

Предложенные нами новые упражнения по развитию творчества в процессе разработки искусственных стихов расширяют возможности психолого-педагогического и методического сопровождения творческого поиска обучаемых.