Статья

РЕФЕРАТ

 

Реферат краткая запись идей, содержащихся в одном или нескольких источниках, которая требует умения сопоставлять и анализировать различные точки зрения.

Реферат – одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
 

Реферирование предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.

Специфика реферата:
• не содержит развернутых доказательств, сравнений, рассуждений, оценок,
• дает ответ на вопрос, что нового, существенного содержится в тексте.
 

Виды рефератов.

По полноте изложения • Информативные (рефераты –
конспекты).
• Индикативные (рефераты –
резюме).
По количеству
реферируемых
• Монографические.
• Обзорные.

 

Структура реферата

1. Библиографическое
описание
Ф.И.О. Название труда. Место издания. Изд-во. Год.
Кол-во страниц.
2. Текст реферата - Тема, проблема; предмет, цели и структура реферируемой работы.
- Краткое содержание.
- Конкретные результаты.
- Выводы автора.
- Область применения результатов работы.

Реферат акцентирует внимание на новых сведениях и определяет целесообразность обращения к изначальному тексту!

Подготовка рефератов по учебной дисциплине предполагает

достижение следующих учебных результатов:

  • Углубление знаний по актуальным теоретическим вопросам учебного предмета, творческое применение этих знаний к избранной теме.
  • Усвоение зарубежного опыта в избранной профессиональной сфере, возможностей и проблем его практического использования в отечественных условиях, в вашей будущей профессиональной деятельности.
  • Совершенствование умения изучать различные литературные источники (монографии, статьи периодической печати и т. п.) по избранной теме и на основе их критического анализа самостоятельно и грамотно излагать материал, делать аргументированные выводы и предложения.
  • Развитие навыков правильного оформления письменной работы.

Реферат не должен иметь ничего общего с простым дублированием материала, заимствованием из одного или нескольких литературных источников, то есть ничего общего с плагиатом и компиляцией. В нем должен быть проведен анализ всего материала, относящегося к избранной референтом теме и содержащегося в проработанной им литературе.

 

Инструкция по работе над рефератом

1. Выбор темы

Предложенная кафедрой тематика рефератов является примерной. Вам целесообразно самостоятельно подходить к выбору темы, которая отвечала бы вашим собственным интересам и наклонностям. Исходя из круга своих интересов, руководствуясь выбранной проблемой и её обоснованием, вы можете предложить тему реферата, не вошедшую в перечень тем, рекомендуемых кафедрой. В данной ситуации необходимо обязательно согласовать предлагаемую тему реферата с научным руководителем.

2. Подготовительная работа: изучение основных источников

Выбрав тему реферата, следует:
1) ознакомиться с кругом вопросов, относящихся к избранной теме:
• просмотреть лекционный материал,
• проанализировать заново литературу, рекомендованную к соответствующей теме учебной программой по дисциплине.
(Это позволит получить четкое представление о сущности темы, её месте и значении в изучаемом курсе);
2) расширить круг литературных источников по теме реферата, пользуясь каталогами, имеющимися в информационно – библиотечном комплексе ТГЭУ, а также в библиотеках г.Ташкента.
Наряду с учебной и монографической литературой необходимо использовать статьи, опубликованные в периодических изданиях, в том числе в журналах: «Ўзбекистон иқтисодий ахборотномаси», «Экономический вестник Узбекистана», «Маркетинг», «Лизинг ревю», «Рынок, деньги и кредит», «Компания», «Эксперт», «Секрет фирмы», «Деньги», «Искусство управления», «Проблемы теории и практики управления», «Экономист», «Вопросы экономики» и др.

 Повышению качества реферата способствует знание законодательных актов и постановлений Правительства Республики Узбекистан в сфере, относящейся к теме исследования. Итогом предварительного этапа работы должна стать библиография.

3. Конспектирование необходимого материала

Конспектирование осуществляется в соответствии с одним из видов конспекта: плановый, текстуальный, тематический, хронологический, обзорный или свободный.

4. Разработка логики исследования проблемы, составление плана реферата

План реферата должен включать:
• введение,
• основную часть,
• заключение.
• список использованной литературы,
• приложение (необязательная часть реферата).

План реферата определяет круг вопросов, которые должны быть затронуты в избранной теме, и основное содержание реферата. Он позволяет референту получить общую ориентацию в материале темы, обеспечивает его правильный отбор и логику изложения.

 

Хорошо продуманный план, каждый пункт которого обеспечен строго отобранным материалом, – важнейшая предпосылка успешного написания реферата.

Основную часть реферата необходимо разбить на вопросы и подвопросы (пункты), которые должны иметь свое лаконичное и четкое название.

5. Систематизация собранного материала и написание реферата

Во введении дается обоснование актуальности выбранной темы в теоретическом и практическом аспектах, формулируется цель и определяются задачи реферирования.
Если реферат монографический (реферируется один источник или автор), во введении представляются:
1) краткие сведения об авторе (ученая степень, его специализация, другие работы);
2) краткое изложение темы источника;
3) цель работы;
4) рубрикация работы;
5) приоритет автора и т. д.

В основной части должны найти отражение все существенные положения.
Текст основной части реферата необходимо разделить в соответствии с планом на вопросы и подвопросы (пункты) с соответствующим распределением собранного материала.

Выделение любого вопроса, подвопроса (пункта), структуризация реферата в целом должны осуществляться по алгоритму:

задача - разработка - вывод

Форма изложения – на выбор референта: конспективно, фрагментарно, аналитически.

Практические советы и рекомендации.

«Клишированные» фразы и словосочетания из текста реферата
«В работе …. рассматривается система…»
В книге (Ф.И.О. автора) «…» дано …
«Во введении указывается, что…»
«Автор считает, что …»
Автор исходит из того, что …
Вместе с тем он считает необходимым…
«В 1-й главе освещается вопрос…»
« … исследуются во 2-й главе…»
«Говоря о …, автор подчеркивает…»
«В работе также обращается внимание на…»
«Таким образом, автор приходит к выводу о том, что…»
«В 3-й главе исследуются…, рассматривается …,»
«определяется необходимость…»
«В заключение автор пишет: «…»

Изложение материала не должно носить описательный характер. Необходим анализ с соответствующими выводами, в том числе статистического материала, который должен быть тесно взаимосвязан с текстом.
Обширный массив статистических данных целесообразно сводить в таблицы. На основе статистических данных можно построить диаграммы, графики, позволяющие болеё рельефно представить и отразить в динамике развития те или иные социально – экономические явления и процессы.

Все таблицы, диаграммы, графики, схемы, приводимые в реферате, должны быть озаглавлены и пронумерованы. Обязательным является приведение к ним ссылок на источники с упоминанием страниц, откуда
позаимствованы статистические данные. Весь проводимый в тексте цифровой материал должен иметь ссылки
на соответствующие источники. Обязательны также подстрочные замечания в случаях буквального цитирования текста или при использовании суждений, положений, выводов, содержащихся в трудах авторов.
 

Достоинством реферата является анализ различных точек зрения по дискуссионным вопросам, аргументация разделяемой или своей позиции.

Заключение реферата содержит четко сформулированные выводы, к которым пришел референт в результате изучения выбранной темы, а также вопросы, оставшиеся нерешенными и нуждающиеся в дальнейшей разработке.

6. Проверка оформления
списка литературы

Список использованной литературы составляется в строго определенном порядке:
1. Законы РУз.
2. Указы Президента РУз.
3. Постановления Правительства РУз.
4. Нормативные акты, инструкции.
5. Книги, статьи, опубликованные в периодических изданиях.
6. Источники информации из Интернета.
В библиографическом описании источника указываются: фамилия и инициалы автора, название книги, место издания, название издательства и год издания. Если статья опубликована в журнале (газете), даётся название журнала (газеты), год выпуска, номер журнала (газеты) страницы.

7. Редакторская правка текста. Проверка текста с
точки зрения грамотности и стилистики

Реферат должен быть написан грамотно и иметь опрятный вид. Не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых, а также опечатки, неточности, стилистические погрешности.

К моменту представления научному руководителю реферат должен быть максимально доработан во всех отношениях.

8. Оформление
реферата

Представляемый научному руководителю реферат должен быть набран на компьютере шрифтом 12, через 1,5 интервала на одной стороне бумаги стандартного формата А 4 с полями слева – 2,5 см, справа – 1,5 см, сверху и снизу - не менеё 2 см.
Страницы текста должны быть обязательно пронумерованы.
Нумерация работы является сквозной и начинается со страницы 3 (первая и вторая страница – это титульный лист и план работы, которые не нумеруются). Номер страницы проставляется вверху в середине или справа.
Объем реферата не должен превышать 16 - 20 страниц.
Структура реферата:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого вопроса, под-вопроса (пункта);
3) введение;
4) текстовое изложение материала, разбитое на вопросы и подвопросы (пункты, подпункты) с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем.
 

Приложения подшиваются последовательно, согласно заголовкам, отражающим их содержание.

Реферат оценивается научным руководителем исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки реферата.

Оценка реферата
(Примерные показатели и критерии оценки)

Показатели оценки Критерии оценки
1.Новизна реферированного текста Макс. - 20 баллов - актуальность проблемы и темы;
- новизна и самостоятельность в постановке проблемы, в формулировании нового аспекта выбранной для анализа проблемы;
- наличие авторской позиции, самостоятельность суждений.
2. Степень раскрытия
сущ- ности проблемы
Макс. - 30 баллов
- соответствие плана теме реферата;
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
3. Обоснованность
выбора источников
Макс. - 20 баллов
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
4. Соблюдение требований к
оформлению Макс. - 15 баллов
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы;
- соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
5. Грамотность Макс. - 15 баллов - отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей;
- отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.

В итоге реферат оценивается в системе 100 балльной и 5-и балльной оценки знаний следующим образом:
• 86 – 100 баллов – «отлично»;
• 70 – 75 баллов – «хорошо»;

• 51 – 69 баллов – «удовлетворительно;
• менеё 51 балла – «неудовлетворительно».
Баллы учитываются в процессе текущей оценки знаний программного материала.

Задания для самостоятельной работы.
1. Посоветуйтесь с преподавателем и выберите тему реферата.
2. Составьте библиографию по выбранной теме.
3. Проработайте отобранную литературу. Составьте по ней записи в виде плана или конспекта – выберите наиболеё приемлемый для себя вариант рабочих записей.
4. Используя отобранные материалы, напишите реферат с учетом всех требований.

Также будет полезным прочитать о том Как написать статью, и оформление курсовой работы

К оглавлению