Статья

Научно-исследовательская работа студентов в высшей школе

 Основной задачей высшей школы в современных условиях является подготовка специалистов всесторонне развитых, способных непрерывно пополнять и углублять свои знания, повышать идейный, теоретический и профессиональный уровень, активно участвовать в ускорении научно-технического прогресса. В этих целях в высшей школе постоянно осуществляются меры, направленные на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса и научно-исследовательской работы путем интеграции науки, образования и производства, оперативного и гибкого обновления содержания учебного материала.
 Особое внимание уделяется развитию творческих способностей будущих специалистов путем внедрения активных форм обучения, призванных формировать у студентов самостоятельность и творческую активность, ответственный подход к овладению знаниями.
 Развитие научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях создало условия для широкого привлечения студентов к научным исследованиям — важного фактора повышения качества подготовки специалистов.
 Задачи, продвигаемые современным производством и практикой, настолько сложны, что их решения часто требует творческого поиска, исследовательских навыков. В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определенными навыками творческого решения практических вопросов, умением использовать в своей работе все то новое, что проявляется в науке и практике, постоянно совершенствовать свою квалификацию, быстро адаптироваться к условиям производства. Все эти качества необходимо воспитывать в вузе. И воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе.
 Опыт своевременной высшей школы показывает, что в условиях научно-технической революции научно-исследовательская работа студентов (НИРС) превратилась из средства развития творческих способностей наиболее успевающих и одаренных студентов в мощный рычаг повышения качества подготовки всех специалистов с высшим, образованием, позволяет направлять научный и трудовой потенциал студентов на решение крупных народно¬хозяйственных задач.
 Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя два взаимосвязанных элемента:
 1. обучение студентов элементам исследовательского труда, привития им навыков этого труда;
 2. собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.
 Руководство НИРС является обязательным элементом деятельности профессоров и преподавателей вузов, сотрудников научно-исследовательских учреждений вузов и аспирантов. В каждом вузе организуется совет по НИРС,_ возглавляемый, как правило, ректором: на факультете -деканом.
 Главными задачами советов по НИРС , являются оказание всесторонней помощи руководству вуза, в создании условий для широкого участия студентов в научно-исследовательской, конструкторской и творческой работе, распространение положенного опыта организации научной работы студентов; оказание помощи народному хозяйству в решении актуальных научных задач силами студентов; методическое руководство работой нижестоящих советов по научной работе студентов, организация студенческих научно-технических конференций, выставок, конкурсов, смотров и др.
 Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяют:
• На научно-исследовательскую работу, включенную в учебных процесс и, следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и учебными программами (включение элементов научных исследований в различные виды учебных занятий, специальные лекционные курсы по организации НИР;
• Учебно-исследовательскую работу (УИР), а также научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами в не учебное время.
 Учебно-исследовательская работа (УИР) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом под руководством преподавателя. Основной задачей УИР является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомления с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе. В процессе выполнения учебных исследований будущие специалисты учатся пользоваться приборами и оборудованием, самостоятельно проводит эксперименты, применять свои знания при решении конкретных научных задач.
 Для проведения учебно-исследовательской работы студенты получают рабочее место в лаборатории, необходимые приборы и материалы. На них распространяются правила трудовой дисциплины и распорядка дня лабораторий и других научных подразделений. Тема работы и объем задания определяются индивидуально. Кафедра, включающая в свой учебный план УИР, предварительно разрабатывает тематику исследований, обеспечивает ее научными руководителями, учебным персоналом, готовит методическую документацию, рекомендации по изучению специальной литературы.
Важной формой научно-исследовательской работы студентов, включенной в учебный процесс, является внедрение элементов творчества в учебные лабораторные работы.
 При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план исследований, подбирает необходимую аппаратуру, производит математическую обработку и анализ результатов эксперимента, оформляет научный отчет.

• Научно-исследовательская работа студентов в период производственной.
практики, часто связывается с выполнением на производстве конкретных заданий по тематике научно-исследовательских работ, выполняемых кафедрой, или с анализом «узких» мест производства, с выполнением задач совершенствования технологических процессов, оборудования, научной организации труда, а также со сбором фактического материала, его первичной обработки с целью использования при курсовом и дипломном проектировании.
Научное руководство студентами на практике осуществляют совместно преподаватели вуза и специалисты базового предприятия.
По результатам научной работы, выполненной на практике, студенты готовят отчет, который защищают на кафедре.
• Научно-исследовательская работа студентов в рамках курсовых и дипломных проектов и работ обычно связана с проработкой специальных разделов с элементами научного поиска, в основном при выполнении реальных задач, в решении которых заинтересовано то или иное предприятие или организация. Такие дипломные проекты иногда заканчиваются внедрением и поэтому действительно являются реальными.
Вузы совместно с предприятиями и организациями формируют перечень «узких» мест производства, по которым кафедры выдают студентам темы курсовых и дипломных проектов и работ. Такой подход позволяет эффективнее использовать научный и творческий потенциал студентов для выполнения конкретных задач производства, повышает ответственность студентов за качество выполняемой работы.
Научная работа студентов, выполняемая во внеучебное время, организуется в форме участия студентов в выполнении исследований по тематике плановых хоздоговорных и госбюджетных учреждений вузов; организации студенческих научных кружков; студенческих бюро и объединений типа СКБ (конструкторские, технологические, экономические и другие бюро).
После окончания ВУЗа главным вопросом стоящим перед выпускником является трудоустройство по своей специальности. Самым оптимальным вариантом является ранний поиск свободного рабочего места еще до окончания учебы. Многие компании также заинтересованы в хороших кадрах. Они также задумываются вопросом где разместить вакансиюВ настоящее время имеются  очень много сервисов поиска работы. Поиск соответствующего рабочего места не является затруднительным, так как развитие информационных технологий достигло такого уровня, что невыходя из дома можно найти вакансию.