Статья

Тема №2. Исходные (начальные) понятия методологии науки. научной деятельности и научного творчества

Исследование проблем взаимодействия и взаимосвязи техники, труда и человека имеет не только познавательное, но и большое практическое знание.
В экономической литературе неоднократно отмечалось важное значение исследования профессионально-квалифицированных и образовательных (общеобразовательных и политехнических) сдвигов в составе рабочих и ИТР – сдвигов связанных с изменением технического уровня производства. Однако на пути исследователя этого комплекса проблем встает целый ряд методологических трудностей. Первая заключается в том, что достаточно надежное описание образовательных и профессионально-квалификационных характеристик научных сотрудников требует выявления и квалификации многих крайне плохо поддающихся количественной интерпретации признаков. Помимо этого, для обобщающей характеристики эти признаки нужно интегрировать, соответственно взвесив их по весьма трудно определяемым весам. Определение весовой категории отнюдь не относится к спортивной квалификации. Здесь широко понимать так, что определение веса означает уровень теоретической базы научного работника по предметам программы образовательного комплекса, а во-вторых, практическая база, т.е. освоение теоретической базы в натурных вещественных приспособлениях или освоение в приборах и других современных аппаратурах.
Вторая трудность заключается в определении адекватных характеристик технического уровня производства, которому должны соответствовать определенные образовательно-квалификационные характеристики людей занимающихся научной работой. Если мы хотим получить эти наиболее достоверные данные по реально существующим производствам – а только так можно надежно оценить реальные сдвиги, - то эта трудность в свою очередь имеет две стороны. Первая, более легко одолимая, - это определение самых характеристик технического уровня. Вторая, неизмеримо более сложная проблема – это выделение в “в чистом виде” несколько производств соответствующих с тем, чтобы сравнивая соответственно обработанные характеристики определить искомые динамические тенденции различным уровням технического развития, реальный жизни такие “чистые” производства, отличающиеся именно и только данным уровням технического развития, почти не встречаются.
Третья трудность для получения ответа на поставленный вопрос, как научно-технический прогресс будет воздействовать на характер труда и соответственно на человека, нужно не только оценить, как данный технический уровень влияют на труд и на человека, но также определить тот удельный вес производства данного типа. При оценке их следует честь высокий уровень автоматизации процессов передачи информации о состоянии всех переменных величин, характеризующих ход технологического процесса, необходимо также принять во внимание первоочередное внедрения ЭВМ именно на этих производствах.
Таковы основные методологические трудности определения сдвигов в составе научных работников действительно имеющих желаниях и способных к научной деятельности, и, наоборот не желающих, но способных к научный деятельности. Есть и третья группа людей имеющих желание, но не способных к научному творчеству. Конечно, есть, и четвертая группа которая не желает и не способна вести научную работу. Такие, иногда попадают, но долго не удержаться среди коллектива научных работников.
Вообще, методология – это, во-первых, учение о методе, способе исследования, во-вторых, совокупность приемов, методов исследования, применяемых в какой-нибудь науке.
Многие инженерно-технические работники, студенты и аспиранты испытывают серьезные затруднения в выборе методологических приемов решения научно-теоретических задач. Это объясняется так, что ни в какой научный сфере не существуют конкретные методы исследования объекта и получении ожидаемого результата. Но появление электронно-вычислительных машин и их широкое использование в различных сложных технических, технологических, экономических, химико-биологических, и даже в медицинских задачах повысили требования к математической подготовке специалистов. Наряду с математической подготовкой и внедрением вычислительной техники научные работы получили некоторую систематизацию в виде объект – математический метод – результат. Таким образом, в научных разработках основным содержанием является разработанный математический аппарат. Такая последовательность формировали научного работника любого профиля и анализ результатов давал эффективные выводы.
Изучение объекта проводится анализом технологических приемов, выяснения и выделения основных параметров технологии, определения геометрии параметров, физико-механической и другие законы изменения параметров, сбора статических и динамических характеристик, выделение распределенных и сосредоточенных параметров и т.д. При чем нельзя забывать, что не все параметры технологии поддаются к такому анализу.  
Затем переходя к аналитическому составлению уравнений, можем утвердить, что математическое описание технологических, химических, химико-технологических и других объектов применяются для выбора оптимальных режимов их работы, построения систем автоматического управления и проектирования новых конструкций аппаратов. В проекте развития теории автоматического регулирования и расширения функции систем управления изменялись м е т о д о л о г и я исследования объектов, требования к виду и характеру уравнений статики и динамики, входящих в состав математического описания объектов.
При построения систем автоматической стабилизации отдельных технологических параметров (координат) требовалось, как правило, знание статики и динамики лишь в узком “рабочем” диапазоне изменения входных и выходных координат. Для решения этой задачи применялись экспериментальные методы изучения статических и динамических свойств объекта. Эти методы чаще всего базируются на предположении о линейности и сосредоточенности параметров объектов, неизменности о времени его динамических и статических характеристик. Принятие этих допущений позволяет сравнительно просто описывать наблюдаемые процессы линейными дифференциальными уравнениями с постоянными коэффициентами и алгебраическими зависимостями. При экспериментальном подходе к составлению математического описания всегда требуется постановка опытов непосредственно на изучаемом объекте.